st_kropotkin (st_kropotkin) wrote in wobblies,
st_kropotkin
st_kropotkin
wobblies

Алмазов В. Христос и анархизм (Christ anarchism)

Российские анархисты начала XX века не были чужды поискам основ анархистского учения в идеях Иисуса Христа. Существует несколько интересных публикаций на эту тему в анархистской печати 1900-х - 1910-х годов. Рано или поздно они появятся в интернете. Сейчас же я представляю вниманию читателя небольшой текст публициста В. Алмазова (скорее всего - это псевдоним, а не настоящая фамилия), опубликованный в анархистском журнале "Вольная жизнь" (№ 8, декабрь 1920 года). Этот журнал в 1919 - 1922 годах выходил в Москве легально, как печатный орган Всероссйской федерации анархистов-коммунистов. Главным редактором "Вольной жизни" выступал Аполлон Андреевич Карелин, один из ведущих теоретиков анархо-коммунизма в России. Сказать, что Карелин не был чужд христианской тематике в своих работах (в частности, - ему принадлежат пьесы-диалоги "Заря христианства" и "Свет нездешний"), значит - не сказать ровным счётом ничего. Аполлон Андреевич был одним из основоположников российского анархо-мистицизма 1920-х годов, в основе идеологии которого оказались также в какой-то мере своеобразно понятные христианские идеи. Кроме того - судя по некоторым источникам, Карелин имел одно время связи со старообрядцами (видимо - Поморского согласия). К работе Алмазова прилагаю также "Примечания редакции" "Вольной жизни".

 

 

</p>

 

 

 

 

Алмазов В. Христос и анархизм.

До Христа человек почитался "сосудом всякия скверны". В этом отношении не было исключения даже для сильных мира Ветхого Завета. Цари, жрецы и пророки клонили долу свои головы перед сильным, жестоким и мстительным Иеговой, совершенно искренне считая себя недостойными смотреть на величие Бога глазами человека, равного им.
 Пришёл Христос, сказал своё слово и сильные мира сего клонили свои буйные головы перед богом верующих уже больше для примера народу. В душе же своей они носили стремление сравняться с Богом народа по величию. Они подчас богохульствовали, когда Бог верующих мешал, по их суеверному мнению, исполнению их желаний.
 Пришёл Христос и яркий луч света прорезал мрак Ветхого Завета. С. 12
 Христос сказал: человек может стать Богом и на примере своём показал величие человека, но, при этом прибавил: Вы будете жить в Царствии Божием, ибо вы станете совершенными, как совершенен отец ваш небесный.
 Для нас - теперешних людей - ясно, что Христос говорил о царстве небесном не где то там в голубом небе, где нам живым людям природой не уготовлено твёрдого места, чтобы стать на нём ногами и где, чем выше, тем меньше наше тело вытесняет воздуха и значит становится тяжелее.
 Разумеется Христос проочествовал о наступлении царства небесного на этой грешной и серой, а не светлой и не голубой земле. И вот некоторые люди, догадавшись, о чём говорил Христос, взапуски друг перед другом погнались за величием Бога, чтобы приобрести его.
 Им казалось, что чем большими материальными благами они будут пользоваться, тем ближе они будут к величию Бога. Они смотрели на нищего, состояние духа которого зависело от того, сыт он или нет, приласкал ли кто его или надругавшися, избил, и одевались в богоподобные по блеску одежды, ели амброрзию и пили нектар, а самого пышного из них провозгласили наместником Христа. Кроме того, так как в распоряжении человечества всегда имелось недостаточно изделий и продуктов для того, чтобы все оделись в порфиры и питались амброзией, запивая её нектаром, то сильные мира сего перетолковали тёмному народу значение слов Христа, обещав ему царствие божие по воскресении из мёртвых.
 Народ им поверил и даже обрадовался, как обрадовалась ворона, что каркнула от удовольствия, когда лисица хвалила её певучий голосок - эту птичью добродетель. (Сильные мира сего, говоря народу о Христе, также хвалили добродетели народа, хвалили да ели вкусный сыр, обронённый растроганными и осчастливленными простецами).
 Таким образом, луч света, - брошенный Христом, недолго пребыл во мраке Ветхого Завета, и чем отличается жизнь людей в Новом Завете от жизни Старого пусть объяснят посвящённые в эти дела. Для моего непосвящённого взгляда Христос излишне увлекающийся человек.
 Как только открытие возможности царствия Божия на земле осенило его самого, оно ослепило его и он решил: стоит только дать народу законы царствия Божия, как оно вмиг придёт и потому обещался жить в нём со своими учениками.
 Молодые революционеры недавнего прошлого были подобны в этом отношении Христу. Они говорили: дайте нам говорить с народом и социализм вмиг внедрится в жизнь.
 С тоской смотрел Христос на посеянное им. Он увидел, что люди не приняли его и сказал: - Я пришёл во имя отца моего Небесного и вы не приняли меня. Будет время, придёт человек во имя своё и вы примите Его.
 Христос предсказал появление анархиста, утверждающего имя своё, говорящего, что только эгоизм есть побудительный фактор жизни. Христос предвидел, что такой человек внедрит в жизнь законы, начертанные в евангелии.
 С тех пор слово анархист сделалось страшным словом, и сильные мира сего из боязни, что народ заявит свои права на материальные блага и оставят им очень мало нектара и амброзии, ровно столько, сколько каждый из народа возьмёт себе... Сильные мира сего, эти пауки плели свою паутину.

Примечание редакции.

 Учение Иисуса Христа было учением анархизма. Он не признавал государственной власти. Совершенно определённый потест против власти виден в следующих словах: "Князья народов господствуют над ними и вельможи властвуют ими Но между вами да не будет так: а кто хочет быть между вами большим, да будет вам слугою".
 Эти слова не нуждаются в пояснениях: христиане не должны иметь князей и вельмож, не должны иметь правителей и не могут иметь их, так как желающий возвыситься над другими, должен быть не правителем, а слугою.
 Понятно, Иисус отицал царскую власть. Он знал, что для того, чтобы взять царства мира и славу их, надо поклонятся духу зла, пасть перед ним. И он отказывался от этого. "И показывает ему все царства мира и славу их и говорит ему: всё это дам тебе, если падши поклонишься мне. Тогда Иисус говорит ему: отойди от меня, сатана". Когда Иисуса хотели сделать царём, он ушёл от народа.
 Иисус с полным неуважением отззывался о своём царе - Ироде. "Пойдёте, скажите, скажите этой лисице"... , говорил он.
 Иисус учил не бояться правителей: - "не бойтесь убивающих тело, души же не могущих убить"...
 Он запрещал своим ученикам называться учителями и наставниками.
 Иисус Христос отрицал самый важный атрибут власти - суд. "Не судите да не судимы будете, ибо каким судом судите, таким будете судимы и какою мерою мерите, такою и вам будут мерить". Иисус учил, что брату, согрешившему надо прощать до семижды семидесяти раз, то есть до 490 раз, что вместе с таким советом, как отдавать верхнюю одежду тому, кто "хочет судиться с тобою и взять рубашку", делали суд прямо таки невозможным.
 Конечно, Иисус высказался и против права наказывать, заявив, что преступившую закон женщину может наказывать только безгрешный.
 Каждый раз, когда Иисус сталкивался с необходимостью платить подати, он платил их или говорил о том, что надо уплатить их с такими оговорками, которые делали ясным его отрицательное отношение к податному взиманию. Он говорит, когда ему задаётся вопрос о том, что надо ли платить подать Кесарю: "что искушаете меня, лицемеры!" Продолжает: "отдавайте Кесарево Кесарю, а Божие Богу", не указывая, что останется Кесарю, если божие будет отдано богу.
 По древне-же еврейскому учению, все без исключения принадлежало богу, и если богу отдаётся божие, то Кесарю ничего не оставалось. Только для того, чтобы избежать соблазна, избежать насилий над неплательщиками, соглашался Христос на уплату податей.

Редакция.

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments